Судебно-арбитражная практика свидетельствует о том, что наибольшее количество споров, связанных с возмещением внедоговорного вреда, составляют споры о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. При рассмотрении таких споров возникают вопросы, касающиеся доказывания причинной связи между фактом возникновения ДТП и причиненными убытками и размера этих убытков. В этой связи, полагаю, следует выделить три группы вопросов, которые чаще всего встречаются при разрешении споров этой категории.
Первая группа вопросов связана с порядком оформления документов, отражающих факт дорожно-транспортного происшествия и сведения о его виновнике; вторая - с определением размера убытков и третья - с определением перечня документов, обосновывающих исковые требования при обращении в арбитражный суд с заявлением о возмещении убытков.
Рассмотрим эти вопросы.
Документом, отражающим факт возникновения дорожно-транспортного происшествия, является протокол осмотра технического состояния транспорта, составленный на месте происшествия работниками дорожно-патрульной службы в присутствии участников происшествия.
Сведения о виновнике аварии указываются в справке, выдаваемой ГАИ после выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
Документами, содержащими указанные сведения, являются также постановления следственных органов или органов дознания об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении или приговор суда.
Поскольку документы дорожно-патрульной службы содержат лишь сведения о внешних повреждениях без детальной их характеристики, а вопрос о возмещении убытков связан с обязательным обоснованием их размера, то в этом случае потерпевшая сторона должна обратиться в специализированную организацию, иными словами, консультационный пункт по автотехнической экспертизе, Положение о котором (РД 37.009.019-89), разработанное Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом, в настоящее время АО "ФТОЛА-НАМИ", является официальным руководством при определении размера ущерба.
Полагаю, этот документ интересен с той точки зрения, что четко очерчивает круг необходимых действий, который должен предпринять потерпевший.
Это в первую очередь письменный (под расписку или телеграфный с уведомлением о вручении) вызов ответчика для совместного осмотра поврежденной автомашины и определения размера убытков.
Специалист консультационного пункта в присутствии обеих сторон составляет акт осмотра с указанием перечня выявленных повреждений и заключения о необходимости замены запасных частей или ремонта с учетом степени амортизационного износа автомашины.
В случае неявки ответчика в акте об этом делается отметка.
На основании данного акта специалист пункта автоэкспертизы составляет калькуляцию с указанием подлежащей возмещению стоимости восстановительного ремонта.
Порядок составления калькуляции предусмотрен "Методическим руководством по определению стоимости транспортного средства с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления" РД 37.009.015-92, разработанный АО "ФТО-ЛАНАМИ".
Сколько госпошлина за развод в 2022 году? Налог на развод 2022 год. НК РФ (часть вторая)
Сколько составляет прожиточный минимум в 2022году? Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О минимальном размере оплаты труда"